Передвижение на мотоцикле имеет много преимуществ. Одно из самых
очевидных – возможность выбирать маршрут, т.к. улицы и шоссе забиты
наполовину машинами и грузовиками, чья маневренность ограничена. Один из
самых ярких примеров – это проезд между машинами, стоящими на
светофоре. Или если возникла аварийная ситуация (по своей вине или из-за
невнимательности других водителей), и приходится совершить маневр,
проезжая между двух движущихся автомобилей (что совершенно неправильно и
опасно). Хотя будь мы за рулем другого транспортного средства, аварии
не избежать.
В этой части учебного пособия мы покинем центр города, чтобы оценить
обстановку на трассах с двусторонним движением. Мы проедем плавные и
крутые повороты с обеих сторон дороги (справа и слева). На правых
поворотах мы будем двигаться по внутренней стороне дороги, а те, кто
едет нам на встречу–по внешней. При левых поворотах все меняется, и мы
уже движемся по внешней стороне дороги, а встречное движение
осуществляется по внутренней. Это, конечно же, не относится к
Великобритании и к ее бывшим колониям.
Посмотрим, как легко вписаться в любой поворот и какие наиболее часто
совершаемые ошибки подвергают нас опасности. И не будем совершать их
впредь.
Плавный правый поворот
Вы подъезжаете к правому повороту. Берите левее, поближе к центру
дороги. Это позволит вам улучшить обзор дороги за поворотом и видеть
встречный автотранспорт. Начинайте притормаживать до начала маневра.
Если вы поздно начнете тормозить, вы можете оказаться на середине
дороги, тем самым выехав на строну встречного движения. Осторожней!
Когда скорость снижена достаточно, чтобы вписаться в данный поворот,
начинайте намечать маршрут. Мысленно представьте крайнюю внутреннюю
точку, которая находится посередине поворота и которая соединит ваше
настоящее местоположение с дорогой за поворотом. Плавно двигайтесь к
ней. Позвольте вашему мотоциклу самому начать траекторию под вашим
контролем. И как только крайняя точка поворота останется позади, начните
ускорение, чтобы сгладить траекторию и выехать на прямой участок
дороги. Вот и все! Отличный поворот направо.
Крутой поворот направо
Вы движетесь в правой полосе дороги и перед вами крутой поворот направо:
если вы так и будете держаться правее, вам будет плохо видно, что
скрывается за поворотом. Не пойдет! Приближаясь к повороту, начинайте
притормаживать, чтобы снизить скорость. И поскольку вам неизвестно, что
скрывается за поворотом (пробка, собака), может случиться так, что
торможение нужно будет ускорить. А это, в свою очередь, выкинет вас на
полосу встречного движения. Не пойдет! Как только скорость снижена и
траектория ясна, поскольку вы на внутренней стороне дороги справа, если
вы будете ускоряться прямо на повороте, вас вынесет на полосу встречного
движения. Не правильно! Вы только что проехали крутой правый поворот по
смертельно опасной траектории. Хорошо еще, что сегодня никто не ехал
вам навстречу...
Плавный левый поворот
Ситуация такая же, как и в предыдущих случаях. Отличается лишь тем, что
при выборе неправильной траектории при левом повороте мы не столкнемся с
машинами встречного потока, а просто окажемся за пределами проезжей
части. При отсутствии ограждений и парапетов случится лишь «знакомство с
агрикультурой». Но, к сожалению, на деле все оказывается гораздо
сложнее, т.к. там обязательно окажется забор, ремонтные работы, бордюры,
знаки, припаркованные машины и другие неприятности, способные испортить
нам день. Вы управляете транспортным средством: не допускайте такой
ситуации. Берите правее, чтобы улучшить обзор дороги. Тормозите вовремя и
завершайте маневр позже, когда поворот будет пройден. Браво!
Безупречный поворот налево.
Крутой поворот налево
Вы подъезжаете к повороту налево и инстинктивно берете левее. Это
неправильно, ведь так вы лишаете себя достаточного обзора дороги за
поворотом. К тому же, если поедет кто-либо навстречу, вполне вероятно,
что он окажется таким же неумелым водителем, который выбрал неправильную
траекторию при повороте (для него направо) и тоже выехал на середину
дороги. Столкновение неизбежно! Эта еще одна причина, по которой не
стоит ехать слишком близко к центру дороги. Теперь вы притормаживаете,
чтобы снизить скорость, и продолжаете двигаться по левой стороне. Когда
вы отпустите тормоза и начнете вписываться в поворот, вам придется
выехать слишком далеко от центра и, по мере ускорения, ваша траектория
будет проходить по краю дороги. Таких ситуаций стоит избегать, чтобы
легко совершить поворот.
Не забывайте:
– начинайте маневр до поворота: помимо выбора наилучшей траектории, это
позволит улучшить обзор, чтобы знать, что вас ожидает за поворотом;
– никогда не совершайте поворот слишком близко к центру дороги – это затруднит обзор;
– всегда снижайте скорость до поворота. Если начать торможение на самом повороте, велика вероятность в него не вписаться;
– не используйте тормоз передних колес, когда мотоцикл наклонен.
Геометрия поворота выкинет вас на обочину, а если слишком сдавить колесо
тормозом, вы не справитесь с тормозной тягой и заскользите;
– на полпути, когда уже станет ясно, как вы выйдете из поворота,
ускоряйтесь не колеблясь. Не слишком мощный мотоцикл устойчивей во время
ускорения. К тому же за счет скорости вы сгладите поворот;
– поосторожнее на правых поворотах при двустороннем движении. Встречный
поток автотранспорта при совершении маневра может выехать на вашу
полосу, так что держитесь подальше от центра, чтобы слева оставалось
достаточно места;
– всегда оценивайте дорогу. Есть ли по ее краям бордюры? Чистая ли она?
Ограничивают ли ее парапеты? Свободен ли выезд с обочины? Всегда заранее
думайте, что будет необходимо сделать, если случится аварийная ситуация
и вам придется выехать с дороги. Куда будет лучше в таком случае
направить свое транспортное средство.